28 апреля исполняется 10 лет со дня создания Общероссийской общественной организации "Союз машиностроителей России". Почти столько же – и Татарстанскому региональному отделению (ТРО) СоюзМаша. О десятилетии работы в дружной команде татарстанских машиностроителей мы расскажем в данной публикации.
Если быть совсем точным, то Татарстанское региональное отделение Союза машиностроителей России было создано 15 июня 2007 года. Основанием послужило решение учредительного собрания инициативной группы, состоявшей из 12 руководителей крупнейших предприятий машиностроительной отрасли Татарстана. Тогда же был избран Совет регионального отделения и его председатель - Радик Хасанов, генеральный директор POZIS. Примечательно, что почти все десятилетие руководство отделения и костяк Совета не менялись. Это свидетельствует о стабильной и слаженной работе организации в республике, о доверии членов Союза машиностроителей избранным лидерам и курсу их политики.
В Совет отделения входят 9 человек. Это руководители, топ-менеджеры крупных предприятий машиностроения, оборонной отрасли, автомобилестроения и авиастроения.
Татарстанское региональное отделение – одно из динамично развивающихся подразделений СоюзМаша. Сейчас в его состав входит более 4300 человек из 18 предприятий, учреждений и организаций Республики Татарстан.
С самого начала функционирования отделения в него вошли крупнейшие и наиболее авторитетные предприятия отрасли. Сейчас таковых – двенадцать. Это ПАО «КАМАЗ», ПАО «Казанский вертолетный завод», АО «Производственное объединение «Завод имени Серго» (POZIS), АО «НПО «Радиоэлектроника имени В.И. Шимко», АО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького», АО «НПО «ГИПО», АО «Альметьевский завод «Радиоприбор», АО «Завод Элекон», АО «Электросоединитель», ПАО «Казанский электротехнический завод», ОАО «Казанькомпрессормаш», АО «Казанский Гипронииавиапром». Кроме этого, 18 татарстанских предприятий и организаций присоединились к СоюзМашу России в Татарстане в рамках членства в Общероссийском отраслевом объединении работодателей.
Татарстанское региональное отделение Союза машиностроителей России создано для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти, местного самоуправления, а также с другими объединениями работодателей, общественными организациями, Международной организацией труда, Международной организацией работодателей и иными международными организациями. В реализации этих целей Татарстанскому отделению СоюзМаша помогают собственный медиаресурс, газета «Машиностроитель Татарстана» и другие СМИ, с которыми налажено плотное и плодотворное сотрудничество. В частности, для популяризации инженерного дела и деятельности СоюзМаша в прошлом году Татарстанское реготделение провело первый открытый журналистский конкурс «Страна живет, когда работают заводы!», в котором приняло участие 24 автора, представивших около 100 творческих работ.
Среди главных задач деятельности ТРО – не только участие в формировании стратегии развития машиностроительной отрасли региона и страны в целом, разработке комплексных мер по поддержке машиностроения, но и забота о вполне насущных вещах. Например, о повышении конкурентоспособности продукции отечественного товаропроизводителя, инвестиционной привлекательности региона, поддержке политики модернизации и технического перевооружения машиностроительного комплекса. Стратегической целью деятельности Татарстанского отделения СоюзМаша является формирование положительного имиджа отрасли и культивация интереса к техническим профессиям среди молодого поколения россиян.
Татарстанское отделение Союза машиностроителей России принимает активное участие в законотворческой деятельности в качестве авторитетного консультанта. Машиностроители Татарстана привлекаются к консультационной работе не только в Государственном Совете РТ, политсовете ВПП «Единая Россия», различных комиссиях, экспертных и координационных советах в профильных областях. Развитым и плодотворным является сотрудничество и с Общероссийским Народным Фронтом и Государственной Думой РФ. В частности, члены СоюзМаша участвуют в обсуждении федеральных законопроектов, в том числе таких важных, как «О государственном оборонном заказе», «О государственном стратегическом планировании», «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг», «О промышленной политике в Российской Федерации» и многими другими важными проектами.
Но наиболее отрадными результатами деятельности Татарстанского отделения СоюзМаша становятся реальные проекты, направленные на укрепление позиций отечественного машиностроения. Так, при поддержке организации уже несколько лет функционируют инженерные классы для старшеклассников Казани и Зеленодольска по вертолетному, машиностроительному и судостроительному направлениям. При активном содействии татарстанского СоюзМаша в Зеленодольске на базе механического колледжа появился ресурсный центр машиностроительного профиля. Инициатором его создания выступили министерство образования и науки РТ, а также компания POZIS при поддержке Президента РТ Р.Н. Минниханова.
Необходимо подчеркнуть, что совместная работа с данным министерством является показательной и, что самое важное, дающей результаты. Отделение СоюзМаша России принимает участие в реформировании системы подготовки специалистов среднего профессионального образования. Под эгидой Татарстанского реготделения проводятся традиционные конкурсы токарей, сварщиков, других рабочих профессий. Молодые рабочие предприятий – членов Союза и учащиеся профильных учебных заведений принимают участие в Национальном чемпионате по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills.
Молодежь – будущее татарстанского машиностроения. Поэтому Татарстанское отделение Союза машиностроителей России уделяет большое внимание работе именно с этим контингентом. Руководство Татарстанского регионального отделения Союза машиностроителей России поддерживает хорошую традицию – ежегодное вручение фирменных образовательных грантов лучшим студентам ЗИМиИТ (КНИТУ-КАИ). Вручение проходит в рамках традиционной встречи председателя ТРО со студентами и преподавателями.
Татарстанское отделение СоюзМаша является многолетним соорганизатором международной молодежной научной конференции «Туполевские чтения», проводимой совместно с КНИТУ-КАИ. Кстати, на днях на базе АО "ПОЗиС" вуз открыл базовую кафедру – для интенсификации дуального обучения студентов и приобщения их к действующему производству.
Добрую традицию приобрели личные встречи руководителей предприятий со школьниками и студентами. Например, генеральный директор Казанского вертолетного завода, член Совета Татарстанского отделения Союза Вадим Лигай и руководитель регионального отделения СоюзМаша, гендиректор АО "ПОЗиС" Радик Хасанов проводят мастер-классы с учащимися подшефных школ. Учащихся «вертолетных» классов гимназии №8, школы №54 г. Казани восхищают мастер-классы Вадима Александровича, например, на такие темы, как «Развитие лидерских качеств». По инициативе Казанского вертолетного завода и Татарстанского отделения Союза машиностроителей России проводится научно-техническая конференция «Первые шаги в науку» с участием старшеклассников подшефных школ.
Советы по профессиональному и личностному становлению дает подрастающему поколению и Радик Шавкятович Хасанов в рамках встреч со студентами учащимися, их родителями и преподавателями профильных машиностроительных классов «Инженеры будущего».
Немного о данном проекте. С 2012 года на базе Зеленодольского института информационных технологий КНИТУ – КАИ (ЗИМИТ, институт также создан по инициативе и при всемерной поддержке АО "ПОЗиС") организован и успешно работает специальный машиностроительный класс «Инженеры будущего», в котором осуществляется дополнительная подготовка учащихся 10-х и 11-х классов к сдаче единых государственных экзаменов. Ежегодно число посещающих дополнительные занятия по математике, физике, инженерной графике и черчению только по Зеленодольскому муниципалитету составляет свыше ста человек.
Одноименное название - «Инженеры будущего» - имеет и Международный молодежный форум, организованный Союзом машиностроителей России, Госкорпорацией Ростех и правительством того или иного региона страны. Уже шесть лет подряд, со старта ежегодного форума, в нем принимают участие представители татарстанских предприятий машиностроения.
Члены Совета Татарстанского отделения СоюзМаша России в обязательном порядке помогают своим молодым коллегам подготовиться к важному мероприятию федерального уровня. Так, в канун поездки руководство отделения традиционно проводит информационно-методический семинар-тренинг по подготовке к участию в форуме. На базе штаба отделения собираются команды от всех предприятий – членов организации, заявивших об участии в «Инженерах будущего». Организаторы семинара обеспечивают их информационной поддержкой, подсказывают оптимальные пути решения потенциально возможных ситуационных проблем, возникающих в рамках образовательной, деловой, культурно-массовой и спортивной программ.
Подтверждением того, что данная практика является действенной и достойной распространения на другие отделения, служат успехи молодых татарстанских машиностроителей на форуме. Так, по сумме баллов, набранных на разных этапах форума, лидером среди татарстанцев в очередной раз стала команда POZIS, улучшившая результаты предыдущих лет. Если в 2014 году предприятие заняло 7 место в корпоративном рейтинге, а в прошлом, выступая в составе концерна «Техмаш», поднялось на ступень выше. Результат 2016 года – 4 место в рейтинге. Трое из серговчан вошли в десятку лучших в личном рейтинге. Команде ПАО «КАМАЗ» также удалось улучшить прошлогодний результат и занять пятую позицию международного рейтинга. Кстати, в 2015 году и камазовская молодежь была в числе десяти сильнейших сборных инженеров. Большую роль в этом сыграла поддержка и личное участие генерального директора данной компании, члена Бюро ЦС ООО СоюзМаш России Сергея Когогина.
Прорывом стала победа команды АО «Зеленодольское ПКБ». Выступая как часть команды АО «Объединенная судостроительная корпорация » (вместе с делегатами других заводов и конструкторских бюро, входящих в состав группы), они разделили с головной компанией право на «бронзу». Но и самостоятельно команда ЗПКБ в немногочисленном составе (три человека) заняла в рейтинге предприятий шестое место. Немногим уступило в рейтинге еще одно татарстанское предприятие из состава членов СМР – АО «Завод Элекон». Молодые инженеры данной компании заняли 8 строчку в общекорпоративном рейтинге.
Объединяющими инструментами являются проведение массовых мероприятий для работников предприятий машиностроительной отрасли. Так, в течение года по инициативе Татарстанского регионального отделения СоюзМаша проводятся традиционная «Лыжня машиностроителей Татарстана»; мероприятия, посвященные святой и важной для страны дате – Дню Великой Победы; велопробеги, ежегодный праздник для первоклассников, проводимый в рамках республиканской акции «Помоги собраться в школу»; праздничные мероприятия, посвященные Дню машиностроителей России, научно-практическая конференция «Бахиревские чтения» и многое другое.
Отдельной строкой стоит упомянуть о жизненно важной социальной традиции татарстанских машиностроителей. Члены ТРО регулярно проводят донорские акции совместно с республиканским центром крови.
Вся деятельность Татарстанского регионального отделения Союза машиностроителей России подчинена единому вектору – служению дальнейшему развитию организации, обеспечению ее эффективного функционирования, увеличению численности. И это не просто работа, направленная на повышение имиджа Союза, но и постепенная перестройка жизни работников машиностроительного комплекса Татарстана – с непременным курсом на улучшение!