28 апреля общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России» исполнится пять лет. В канун торжества Председатель Татарстанского регионального отделения (ТРО) Союзмаша Р.Ш.Хасанов дал интервью газете «Республика Татарстан».
Союз машиностроителей России нацелен на решение проблем отрасли и на ослабление кадрового голода
До девяностых годов прошлого века доля машиностроения в валовом региональном продукте Татарстана достигала более 40 процентов. По итогам 2011 года данный показатель составил 23 процента, причем, в республике такой результат - максимальный за последние годы и один из лучших в масштабах России. Однако только опережающее развитие машиностроительной отрасли позволит нашей стране конкурировать в глобальной экономике.
В субботу, 28 апреля, общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России» исполнится пять лет. Менее чем через два месяца, 15 июня, пятилетие отметит и Татарстанское региональное отделение (ТРО) Союзмаша. Удается ли организации решать отраслевые проблемы? Об этом наш разговор с председателем ТРО Союза машиностроителей России, генеральным директором ОАО «ПО «Завод имени Серго» (компании POZIS) Радиком Хасановым.
- Радик Шавкятович, для начала расскажите, пожалуйста, что сегодня представляет из себя Татарстанское региональное отделение?
- В наше отделение входят более четырех тысяч человек, оно представлено двадцатью крупными предприятиями республики – такими, как КамАЗ, Казанский вертолетный завод, Завод имени Серго, «Элекон», Государственный институт прикладной оптики, «Радиоприбор» и другие. Из вузов членом организации является Казанский национальный исследовательский технический университет (КНИТУ-КАИ) имени Туполева. В двенадцати компаниях есть первичные отделения. При совете ТРО работают четыре комиссии: по промышленной политике, научно-технической деятельности, молодежной политике и по взаимодействию с органами государственной власти.
- Каким образом союз влияет на развитие машиностроительного комплекса?
- Работа любой компании машиностроительной сферы интегрируется с деятельностью Союзмаша, поскольку целью нашей организации является лоббирование интересов предприятий отрасли. Хочу отметить, что из более шестидесяти региональных отделений татарстанское – по активности и результативности - всегда находилось в десятке лидеров.
Лоббирование интересов – это прежде всего создание нормальной законодательной базы для реализации соответствующей промышленной политики. Для этого союзу нужно было выйти в российское политическое пространство. Поэтому мы приняли решение выдвинуть свои кандидатуры в состав Госдумы шестого созыва. В итоге – первый вице-президент Союза Владимир Гутенев занял пост первого зампредседателя Комитета Госдумы по промышленности. А Альфия Когогина, бывший руководитель компании «КамАЗ-Лизинг», стала членом этого комитета и возглавила рабочую группу по автопрому.
К тому же то, что председатель Союза машиностроителей России Сергей Чемезов возглавляет государственную корпорацию «Ростехнологии», – тоже многое значит.
Кроме того, Татарстанское региональное отделение усилило свои позиции в Союзмаше: на сегодня в состав бюро центрального совета организации входит генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин, а в состав этого совета – министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов и ваш покорный слуга, Радик Хасанов.
Одной из первых наших инициатив было вхождение высокотехнологичных машиностроительных предприятий в программу модернизации российской экономики с существенным их финансированием на государственном уровне. И многие из них уже разработали свои планы модернизации в рамках федеральных целевых программ, к примеру, реконструкции и реформирования оборонно-промышленного комплекса (ОПК) до 2020 года. Мощную программу модернизации реализует холдинг «Вертолеты России», куда входит и Казанский вертолетный завод (КВЗ).
- Что конкретно было сделано региональным отделением для повышения имиджа отрасли?
- Как вы знаете, в Татарстане уже более двадцати лет функционирует Ассоциация предприятий и предпринимателей (АПП), а такие организации формируются для защиты интересов крупных промышленных компаний, прежде всего, машиностроительной сферы. И когда создавался Союзмаш, в том числе его татарстанское отделение, мы договорились с руководством АПП, что в нашей республике будем четко координировать свои действия во избежание дублирования функций. К примеру, в прошлом году ТРО совместно с АПП выступили инициаторами разработки Минпромторгом республики программы развития машиностроительного комплекса РТ на 2012-2016 годы.
В последние годы в стране кипят страсти по поводу государственного заказа, практически без которого Министерство обороны оставило ОПК и в первую очередь предприятия боеприпасной отрасли. Наша организация заняла жесткую позицию в этом вопросе, и при поддержке руководства Татарстана и депутатов от Союзмаша нам частично удалось вернуть госзаказ.
Мы с АПП в 2011 году выступили организатором первого торжественного публичного празднования Дня машиностроителя, которое состоялось в Казани 21 сентября с участием первых лиц республики. Тогда Президент Рустам Минниханов отметил, что значимость машиностроительного комплекса в Татарстане очень высока, и его доля в валовом региональном продукте ежегодно увеличивается. Согласитесь, такие мероприятия, которые уже будут традиционными, повышают имидж отрасли и престиж инженерных профессий в глазах молодого поколения. А это очень важно.
В августе прошлого года был открыт электронный портал ТРО Союзмаша России, на страницах которого рассказывается о деятельности организации и ее татарстанской ячейки, а также, конечно, о достижениях машиностроительных предприятий. Такой сайт имеется далеко не во всех региональных отделениях. Информационная открытость ставится ТРО во главу угла.
- В свете вхождения России во Всемирную торговую организацию со всех трибун говорится о необходимости повышать конкурентоспособность продукции машиностроения. Но все же у татарстанских предприятий есть изделия, которые не стыдно демонстрировать на престижных выставках…
- Вы правы – безусловно, есть. Например, в ежегодном Международном авиационно-космическом салоне в Жуковском традиционно принимают участие немало татарстанских представителей Союзмаша. Это акционерные общества «КамАЗ», «КВЗ», «КАПО», POZIS и другие.
С 27 июня по 1 июля в Москве и Жуковском состоится второй международный форум «Технологии в машиностроении – 2012», который призван продемонстрировать значение машиностроения в реализации национальных экономических приоритетов, обозначенных Президентом и Правительством РФ. Его генеральным партнером выступит Союзмаш России. На этом форуме также планируется широко представить продукцию членов ТРО.
Изделия предприятий нашего отделения подтверждают свое качество в конкурсе «Лучшие товары Республики Татарстан». Допустим, в прошлом году лауреатами стали КВЗ, «КамАЗ-Дизель», Завод имени Серго (POZIS), Зеленодольский завод имени Горького, «Казанькомпрессормаш», «КамАЗинструментспецмаш». А на федеральном этапе программы «100 лучших товаров России» в числе победителей – КВЗ, «КамАЗ-Дизель», Завод имени Серго. По решению организаторов программы единственное предприятие в стране было удостоено высокого звания «Гордость Отечества» – это Казанский вертолетный завод.
- Что дает взаимодействие Союзмаша с властью?
- Как я уже сказал, работа нашего отделения и Ассоциации предприятий и предпринимателей РТ четко координируется. Я являюсь заместителем руководителя АПП, а заместитель генерального директора АПП Игорь Рассман – членом бюро ТРО Союзмаша. То есть наши организации интегрированы. И при совместном решении тех или иных проблем, стоящих перед машиностроительными заводами, мы всегда обращаемся за поддержкой к руководству республики. К примеру, в феврале Президент Рустам Минниханов встречался с руководителями татарстанских предприятий, в том числе машиностроительной отрасли, по вопросу подготовки нашей промышленности к работе в условиях ВТО. Эту встречу инициировали АПП и ТРО.
В какие только правительственные структуры мы ни обращались по проблемам гособоронзаказа! Работа в этом направлении оживилась с назначением в декабре 2011 года на должность заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Рогозина, ставшего куратором ОПК. Одним из первых регионов, который он посетил в январе нынешнего года, был Татарстан. В частности, Дмитрий Олегович побывал на Казанском вертолетном заводе, где собравшиеся руководители республиканских предприятий «оборонки» доложили вице-премьеру о своих проблемах.
В феврале вопросы ОПК обсуждались на «Правительственном часе» в Госдуме. А 16 февраля мы приняли участие в парламентских слушаниях на тему «Состояние и проблемы модернизации оборонно-промышленного комплекса РФ», проведенных в Совете Федерации под председательством Валентины Матвиенко и вице-премьера Д.О.Рогозина. По итогам слушаний был разработан комплекс рекомендаций в адрес Президента и Правительства РФ.
Союзмаш России и его Татарстанское региональное отделение системно добиваются поддержки государства в модернизации и обеспечении текущей жизнедеятельности оборонных предприятий, ведь состояние некоторых из них критическое. Если, допустим, Завод имени Серго глубоко диверсифицирован (сегодня в общем объеме производства продукция военного назначения занимает гораздо меньшую долю, нежели холодильная техника), то Казанский государственный казенный пороховой завод, «Точмаш», Научно-исследовательский институт химических продуктов – чисто оборонные предприятия. И в одиночку они не выживут.
ТРО вошло в региональный координационный совет Общероссийского народного фронта (ОНФ), созданного в поддержку армии, флота и оборонно-промышленного комплекса. В свое время мы приняли активное участие в обсуждении декларации об образовании этой структуры и направили свои предложения для общей предвыборной программы ОНФ в части промышленной политики.
- Как региональное отделение решает злободневную для современного производства проблему дефицита специалистов с техническим образованием и рабочих кадров?
- В мае прошлого года в Тольятти прошел третий съезд Союза машиностроителей России с участием Премьер-министра Владимира Путина. Тогда глава федерального Правительства заявил, что «союзу нужно активнее заниматься модернизацией профессионального образования, способствовать налаживанию кооперационных связей между предприятиями и учебными заведениями, воссоздать сеть детских учреждений дополнительного образования», чтобы ослабить кадровый голод, ощущаемый промышленностью.
Российские машиностроители стали сильно отставать от своих зарубежных коллег в области высоких технологий. Это не дает нам конкурировать на мировом рынке, особенно после вхождения нашей страны в ВТО. А основу любого предприятия, особенно такой высокотехнологичной отрасли, как машиностроение, составляют кадры.
Как было отмечено выше, КАИ включен в состав ТРО. Вузу присвоен статус национального университета, он получает от Федерального центра серьезные гранты, поэтому имеет возможность внедрять модернизационные проекты в свои учебные процессы. Ведь без адаптации к современным условиям бизнеса невозможно обеспечить подготовку конкурентных специалистов, которые требуются сегодняшней промышленности.
ТРО Союзмаша очень тесно взаимодействует с КНИТУ имени Туполева. Например, с прошлого года региональное отделение выступает одним из организаторов и спонсоров международной научно-практической конференции «Туполевские чтения». В феврале этого года на базе Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий – филиала КНИТУ мы провели «круглый стол» на тему «Участие работодателей в профессиональной подготовке нового поколения специалистов высших учебных заведений технической направленности».
Мощный образовательный кластер создан КамАЗом: еще 1 сентября 2008 года стартовал проект по подготовке КНИТУ и Набережночелнинским политехническим колледжем технических специалистов для автогиганта. Для реализации этого проекта Министерство образования и науки РФ ежегодно выделяет 70 бюджетных мест по направлению «конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» в Набережночелнинском филиале КНИТУ. Кластер успешно функционирует благодаря, главным образом, инициативности члена бюро центрального совета Союзмаша, генерального директора КамАЗа Сергея Когогина. Также серьезный образовательный кластер сформировал Завод имени Серго (POZIS).
К сожалению, в последние годы в российских школах роль таких предметов, как «физика» и «математика» принижена. Это недопустимо! В 2009 году по инициативе генерального директора КВЗ и члена бюро ТРО Вадима Лигая на базе подшефной казанской гимназии №8 из девятиклассников сформирован класс с физико-математическим уклоном. Школьникам даются дополнительные часы не только по физике и математике, но и по черчению, информатике и другим дисциплинам. О результативности программы говорит тот факт, что 18 учеников этого класса изъявили желание поступать в КНИТУ-КАИ.
В последние двадцать лет в России профессия инженера отнюдь не входила в категорию престижных. И для поднятия ее престижа Союзмаш проводит чрезвычайно важную работу. В июле прошлого года союз организовал в Забайкалье международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего». От ТРО в нем участвовали молодые специалисты КамАЗа, Завода имени Серго, КВЗ и других предприятий республики. В рамках форума прошли мастер-классы, лекции и семинары от руководства крупнейших предприятий России и Европы, деловые игры и так далее. Наши ребята вернулись с Забайкалья очень довольными и воодушевленными. В этом году на промышленный форум будут также направлены татарстанские молодые специалисты.
- Радик Шавкятович, поделитесь, пожалуйста, перспективными планами Татарстанского регионального отделения Союза машиностроителей России.
- С удовольствием. Если коротко, то главное – мы продолжим обращать внимание руководства страны к проблемам предприятий машиностроения. И в программных статьях Путина этот вопрос был основополагающим.
Любыми технологиями управляют люди и прежде всего инженеры. Поэтому приоритет будем отдавать работе по обеспечению производств квалифицированными инженерными кадрами. Данная проблема остается острейшей, она в значительной степени отдаляет перспективы роста экономики и ее модернизации. Союз машиностроителей предложил разработать всероссийскую программу практики и стажировки для студентов технических вузов на машиностроительных предприятиях и назвать ее «Ты – инженер будущего!» При этом - возродить испытанные в советскую эпоху системы наставничества на наших заводах и обмена опытом, когда, как было раньше, молодые специалисты, студенты одного региона направлялись на предприятия другого региона. Там они общались, черпали новые идеи… Такие шаги помогут повысить престиж и социальный статус профессии инженера.
Помимо этого, чтобы машиностроительная сфера была привлекательной для молодых людей, нужно чтобы ее работники получали достойную заработную плату. А у нас сложилась парадоксальная ситуация: оплата труда в сырьевых отраслях с государственной монополией несоизмеримо выше, нежели в высокотехнологичном машиностроении. Государство, решая локальные задачи по добыче и продаже природных ресурсов, забывает о перспективе. Поднимая этот вопрос на всех уровнях власти, мы подчеркиваем, что в не сырьевой машиностроительной отрасли, в том числе в «оборонке» зарплата не должна быть ниже 30-40 тысяч рублей.
Государство должно осуществлять продуманную, выверенную промышленную политику. А Союзмаш России будет и впредь использовать все возможности для отстаивания интересов машиностроителей.