Генеральный директор Казанского вертолетного завода, заместитель генерального директора холдинга «Вертолеты России» Вадим Лигай поделился с журналом «Эксперт» секретами успеха казанских вертолетостроителей.
– Вадим Александрович, как Казанский вертолетный завод переживает экономическую ситуацию, сложившуюся в стране и в мире?
– В последнее время мы совершили серьезный скачок. Еще три года назад мы говорили о том, что кривая роста производства скоро должна стать плавной, потому что бизнес у нас специфичный, основанный на высоких технологиях. На такую технику, как вертолеты, не бывает постоянного высокого спроса. Сейчас для общей ситуации в мире характерна нестабильность и в экономике, и в политике. Мы, конечно, основные тенденции мониторим, но вертолетостроение от всех этих волнений тоже зависит.
Чтобы снизить риски, активно занимаемся производством новой техники, расширяем линейку. Планируем, что ежегодный прирост продаж у нас будет достигать 10–15%.
– Планируется ли увеличение доли КВЗ на отечественном рынке?
– Сейчас наша доля – это примерно 37%. В рамках программы развития холдинга «Вертолеты России» мы планируем увеличивать долю КВЗ за счет новых моделей. Это, в первую очередь, вертолет «Ансат», а с выходом на рынок вертолета Ми-38 мы рассчитываем, что основные поставки будут именно на российском рынке.
– Возможно ли увеличение доли экспортных поставок?
– Если говорить о внешнем рынке, то география поставок казанских вертолетов – 90 стран мира. Особенность нашей продукции в том, что она живет очень долго и обновляется не так часто. Соответственно, мы работаем на тех рынках, где уже давно присутствуем, по обслуживанию авиационной техники, поставкам запасных частей.
Дело в том, что мы находимся в жесткой конкуренции с индустриально развитыми странами, которые сами являются разработчиками и производителями вертолетной техники, – это США и страны Западной Европы. Мы, конечно, не питаем особых иллюзий: нас там не ждут и вряд ли пустят на эти рынки. Но новые рынки, территориально близкие к странам нашего присутствия, мы постоянно ищем.
– Хотелось бы подробнее узнать о новых разработках предприятия – моделях «Ансат» и Ми-38.
– Что касается первого, то для скорейшего вывода вертолета на рынок было принято решение скорректировать программу «Ансата» с учетом наличия требований к традиционной для вертолетостроения гидромеханической системе. Сертификат АР МАК, позволяющий начать коммерческую эксплуатацию вертолетов «Ансат», не связанную с перевозками пассажиров, был получен в августе 2013 года. Дополнение к сертификату типа, позволяющему осуществлять пассажирские перевозки на коммерческом рынке, было получено в декабре 2014 года. В минувшем мае в ходе VIII Международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia-2015 было получено дополнение к сертификату на модификацию вертолета «Ансат» с медицинским модулем, а в августе 2015-го в рамках МАКС-2015 – одобрение главного изменения – системы улучшения устойчивости. Система СУУ-А будет входить в базовую комплектацию.
Вложения КВЗ в программу вертолета «Ансат» составляют порядка 80 млн долларов. В авиации срок окупаемости не такой быстрый, как в производстве товаров народного потребления, обычные этапы производства техники – десятилетия. Соответственно, и срок окупаемости – не меньше.
– Какие характеристики этого вертолета планируется модернизировать в ближайшем будущем?
– Глубокая модернизация конструкции позволяет учесть все потребности эксплуатации для выполнения наиболее специфичных задач и реализуется по следующим направлениям. В первую очередь, улучшение пассажирской версии вертолета до условий повышенной комфортности – установка дополнительного освещения, вентиляции, обогрева, тепло- и звукоизоляции, системы кондиционирования. Медицинская версия вертолета предусматривает его быструю конвертацию из медицинского в пассажирский и обратно. Помимо этого, наземное оборудование для обслуживания расширяется в зависимости от потребностей эксплуатантов и на данный момент включает в себя все необходимые элементы для регламентного обслуживания техники. Упрощается и рационализируется регламентное обслуживание техники. Для увеличения дальности полетов модернизируется топливная система – в разработке проект установки авариестойкой топливной системы на 750 кг топлива и установки дополнительных топливных баков до 200 кг.
– А какова судьба Ми-38?
– Ми-38 – очень удачный вертолет. Началось его проектирование еще в 1981 году, когда было принято решение о необходимости создания модернизированного вертолета Ми-8М. С тех пор программа далеко ушла от начальной концепции, сейчас это принципиально иная машина, по эксплуатационным и технико-экономическим характеристикам превзошедшая «ветерана» отечественной вертолетной техники – Ми-8. Первоначально запуск этого вертолета проходил по трехстороннему соглашению России, Канады (она должна была поставить двигатель) и Франции (авионика).
Но наши западные партнеры в середине реализации проекта его покинули: сначала ушли французы – и нам пришлось заниматься авионикой: фирма «Транзас» полностью разработала стеклянную цифровую кабину. А перед самой сертификацией из проекта вышел и канадский партнер со своими двигателями – запрет наложил Госдепартамент США. Но, как говорится, нет худа без добра: теперь есть российский двигатель ТВ7-117В – разработка компании «Климов». С задержкой, но Ми-38 сейчас выходит на сертификацию, и характеристики у него очень хорошие. Во время испытаний он установил несколько мировых рекордов: и по скорости полета, и по статическому потолку. Этот вертолет получился, как у нас говорят, красивым.
– Можете озвучить летно-технические характеристики Ми-38?
– Во время 14-го Чемпионата мира по вертолетному спорту (22–26 августа 2012 г.) Ми-38 установил новый мировой рекорд высоты в классе E-1h, категория FAI для вертолетов взлетной массой от 10 000 до 20 000 кг, преодолев высоту 8600 метров.
На вертолете установлен современный шестилопастный несущий винт с высокой тягой и низким уровнем вибраций. Его лопасти выполнены из композиционных материалов. В конструкции втулки несущего винта применены эластомерные подшипники, не требующие смазки. Х-образный рулевой винт обеспечивает отличную управляемость вертолета при низком уровне шума. Основные двигатели имеют передний вывод мощности и расположены за главным редуктором, что значительно снижает уровень шума в кабине. Интегрированный бортовой комплекс оборудования Ми-38 формирует информационно-управляющее поле, позволяющее выполнять полеты в самых сложных условиях. Комплекс обеспечивает инструментальный заход на посадку по второй категории ICAO, автоматический полет по маршруту, заход на посадку и уход на второй круг, автоматическое висение и стабилизацию вертолета во всех режимах полета.
– Где вы видите рынки сбыта для этой модели?
– При продвижении Ми-38 холдинг «Вертолеты России» ориентируется прежде всего на традиционные для российского вертолетостроения рынки. Это Россия и другие страны СНГ, государства Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки.
Благодаря техническим решениям Ми-38 превосходит другие вертолеты своего класса по грузоподъемности, пассажировместимости и многим летно-техническим характеристикам. На прошедшем в августе Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015 холдинг «Вертолеты России» представил президенту России Владимиру Путину, министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову, королю Иордании, наследному принцу Объединенных Арабских Эмиратов и другим представителям иностранных делегаций опытный образец вертолета Ми-38 в VIP-комплектации.
– Когда можно ожидать серийного производства Ми-38?
– На КВЗ уже изготовлен фюзеляж первого серийного вертолета. В настоящее время предсерийный Ми-38 находится на завершающей стадии заводских испытаний – выполнено 112 из 180 запланированных полетов. До конца 2015 года планируется завершить сертификационные работы и получить сертификат типа вертолета Ми-38. Запустить серийное производство Ми-38 планируем в 2016–2017 годах.